Мы сидели на Манежной площади в центре Москвы и ели пиццу. То есть он ел, а я задавала свои вопросы (пицца напротив безнадежно остывала). Свои вопросы я предварительно спе- циально выписала, аккуратненько пронумеровала - и вот теперь, воодушевленная предоставившейся возможностью...
-Расскажите пожалуйста о себе: с чего начиналась Ваша сетевая деятельность?
-С того, что не было денег. - Том отложил в сторону вилку и нож. посмотрел на меня весело-испытующе и продолжил: - Именно так. Мне было тогда 23 года, жена ждала ребенка, а денег было мало. И это была единственная причина, по которой я, простой американский инженер, решил поискать новые возможности.
-И как же это произошло?
- Классически. Как и у всех. Я увидел объявление, посетил ужасное собрание, где все ликовали по поводу обретения этих самых возможностей, как ненормальные; спонсор одарил меня «словесной картинкой»...
Он сказал: «Если ты вступишь в нашу организацию, то уже через шесть месяцев сможешь придти к своему начальнику, удобно устроишься в кресле его кабинета, расслабишься, сможешь даже положить ноги на его рабочий стол, оставив на нем следы от своих боти- нок, а потом сообщишь ему, своему боссу, что все. мол, баста, и с этого самого момента и он, и его дурацкая служба не вписываются больше в твое личное расписание». Мне эта картинка понравилась.
- И сколько же времени прошло до того момента, когда она смогла осуществиться?
- Год и десять месяцев.
- ???
- Дело в том, что ровно год и десять месяцев у меня с сетевым бизнесом ничего не получалось. Денег по-прежнему не было.
- А как на это реагировала Ваша жена?
-То, что она мне тогда говорила, - непечатно.
- Ясно, Ну а почему же, все-таки, Вы не бросили сетевой бизнес? Ведь работа инженера пока еще оставалась...
- Не бросил, потому что был глупый и не знал, что это можно сделать.
- Означает ли это. что умному человеку не стоило все же мучиться год и десять месяцев...
- Вовсе нет. Потому что вот тут-то все как раз и начинается.
Ко мне пришел друг и сказал: «У тебя ничего не получается». Я ответил: «Это не моя вина: все - идиоты, собрания плохие, спонсор никудышный». Друг возразил: «Покажи-ка мне, кого он еще кроме тебя пригласил в свою организацию. У них что, тоже у всех такие же никчемные результаты?..»
- Ага! Где-то я уже об этом слышала: не на сегодняшнем ли Вашем семинаре?
- Вполне возможно.
- И означает эта ситуация, что у Вас, как говорят сетевики, во время того разговора «провалился жетон»?
.. Том спокойно поедал свою пиццу, запивал ее фантой и был совершенно невозмутим:
- Как только ты честно обозначаешь для себя свою проблему - с этой минуты она проблемой уже не является. Я понял тогда, что и моя будущая жизнь, и мой бизнес зависят только от меня.
- А если бы Вам пришлось выбирать сетевую компанию сегодня: по каким критериям Вы бы ее выбирали?
- Выбор компании - это как выбор жены: кому что нравится. Представьте себе, если бы все женщины в мире захотели бы вдруг одного и того же супруга! И вообще, далеко не каждый человек считает, что шоколад - это самая вкусная вещь на свете...
- А мне нравится... Кстати, Том, Вас в России больше знают как автора книг и известного тренера по сетевому маркетингу...
- Я не считаю себя профессиональным оратором. Думаю, люди приходят на мои выступления не для того, чтобы полюбоваться моей актерской игрой или понаблюдать, как я держу себя на сцене: они знают, что я зарабатываю в сетевом бизнесе неплохие деньги и хотели бы услышать, какими навыками в этом деле я могу с ними поделиться...
-А каковы сегодня Ваши реальные отношения с сетевым бизнесом?
- Самые близкие. На сегодняшний день я - хозяин своей собственной сетевой компании. А книги и лекции - это просто мое хобби. Я люблю путешествовать и мне нравится общаться с людьми и, конечно же, с сетевиками, тем более, что есть уже в этом деле определенный опыт...
- Насколько мне известно. Ваш сетевой опыт копился 30 лет. Сколько сетевых компаний было за это время в Вашей жизни?
- Всего две. Первая - это та. в которую я пришел, как я уже рассказывал, по объявлению. И вторая - моя собственная.
-А могли бы вы сформулировать причину перехода из первой компании во вторую?
- Очень просто: заработал денег, приобрел опыт. захотелось самостоятельности.. .
- Л есть ли разница на сегодняшний день между Вашим отношением к сетевому маркетингу тогда, в начале пути и сейчас?
- Конечно, есть. Например, когда я только начинал, я пытался продать возможность. Теперь я просто напоминаю людям, что все они и так давно уже участвуют в сетевом маркетинге: именно так и устроена, если вглядеться повнимательнее, наша жизнь. Только одни за это участие деньги получают, а другие - нет. И если кто-то не хочет получать день- ги - это не моя проблема. А если хочет... - можно прослушать презентацию. если, конечно, одна минута для этого найдется...
И я вспомнила тут же, как оживленно гудел еще совсем недавно огромный зал, когда сидящие в нем благодарные слушатели Шрайтера осознали вдруг с его помощью, что да, действительно, всемы всю нашу жизнь так или иначе этим занимаемся и рассказать о таком бизнесе любому человеку действительно можно, в сущности, за одну минуту: главное - лишь слова правильные подобрать.
- Между прочим. - продолжал Том, - два года первое предложение одноминутной презентации придумывал: сотни разных фраз перепробовал, и лучшей из всех оказалась самая простая, та, что вызывает у человека желание узнать о ситуации поподробнее.
Теперь, вместо того, чтобы "давить" на людей, я работаю только с теми, кто хочет.
-И в чем заключается Ваша с ними основная работа?
- В том, чтобы вложить людям в голову все ту же мысль: каждый из нас уже занимается сетевым маркетингом... И если человек действительно начинает это понимать и верить, что именно в этом - суть нашего бизнеса, то все остальное приходит само собой.
- Вас послушаешь - все так просто! Однако не все почему-то в этом деле преуспевают...
- Так же, впрочем, как и вообще в жизни. Кто верит - тот и преуспевает. Кто умеет, имеет навыки - тот и преуспевает. Вместо того. чтобы изобретать велосипеды и вдалбливать людям в головы кучу самой разной бесполезной для них информации - начиная от имен основателей компании и кончая ингредиентами продукции и хитросплетениями маркетинг-плана - не проще ли просто достучаться хотя бы до одного единственного человека - в неделю, в ме- сяц. в год. наконец, рассказать ему конкретно, что и как нужно делать, чтобы потом в его лице получить и надежного понимающего партнера, и мотивированного сетевика...
- Конечно проще... («Вот и еще одна логическая утопия развеяна простыми и ясными словами опыта...» И от этой мысли стало спокойно и весело.) - И все же. - не унималась я: - считаете ли Вы, Том, что Ваша личность получила развитие в результате работы в сетевом маркетинге?
- О, да. конечно! Я научился говорить перед аудиторией: пришлось даже потратить деньги на психолога научиться преодолевать страх: ведь раньше перед посторонними я не мог даже имени своего произнести!
- (Кто из вас, дорогие читатели и коллеги, может представить себе легендарного Тома Шрайтера, трясущегося от страха в ожидании публичного выступления?)
- Я понимал, что если я собираюсь заниматься сетевым маркетингом, мне придется проводить собрания... И вообще, я думаю, благодаря этому бизнесу во многом изменилось мое понимание вещей.
-Аудитория для Вас - это сколько человек?
- Начиная с одного...
- Итак - Ваша ораторская и писательская деятельность - это просто Ваше хобби?
- Иногда.
- Поподробнее пожалуйста.
- 0'кей. Поехал я как-то проводить тренинг в Индонезию. Представьте себе: океан, острова, джунгли. Люди собирались на семинар с разных отдаленных островов. Дорога отнимала: неделю на лодке и еще два дня надо было. чтобы подняться в горы. Сам семинар занимал неделю. потом еще два дня - чтобы спуститься вниз: люди платили трехмесячную зарплату только за переезд... И вот, когда ты видишь это невероятное желание получить информацию...
- может быть, островитяне особенно понимают ее ценность?.. -
- наверное. Так вот. когда ты все это видишь и на следующий день по приезде твой сосед тебе говорит: «Я не могу придти сегодня на собрание, потому что у меня заболела кошка...» А ты знаешь, что не в этом, на самом деле, проблема. И совсем недавно люди, чтобы попасть на такой же семинар, плыли по океану и ради одной недели тратили свою трехмесячную зарплату... Конечно, это дело желания и понимания...
-И в этом случае Вы рассматриваете Вашу деятельность уже не просто как хобби, а как некую серьезную миссию, не так ли?
-Если хотите - да. Потому что если люди неправильно этим делом занимаются и даже не стремятся узнать, как все же нужно действовать, они тем самым просто дискредитируют нашу индустрию.
-А неужели о сетевом маркетинге знают даже в джунглях?
- Ничего удивительного. Ведь наш бизнес - это действительно глобальная вещь. И люди в том случае просто терпеливо ждали, когда в их глушь приедет кто-нибудь, кто готов им помочь. И вот у них появился такой шанс...
...Мне это было трудно понять. У нас, в России, не каждый слышал и уж тем более понимает слова «многоуровневый маркетинг». Зато вот где-то в Индонезии - полуобнаженные аборигены, ведущие в большинстве своем, как я думаю, натуральное хозяйство... На филлипинах. я видела, по крайней мере, что люди в основном выращивают кур и продают туристам в числе других островных достопримечательностей свежайший сок только что вырубленных с вершин разлапистых пальм огромных ворсистых кокосов... - так вот, где-то далеко в Индонезии, тем не менее, люди годами и с нетерпением ждут, когда к ним кто-нибудь забредет «с большой земли» и расскажет про наш замечательный бизнес... -И откуда же они узнали, что Вы собираетесь приехать? Неужели действительно знали?
Том, наверное, поразился моему удивленному недоверию. Он весело засмеялся и еще раз уверенно и бодро подтвердил:
- Они знали. Знали! В мире нет секретов! - и все мы дружно захохотали от такого откровения.И опять, в который уже раз. я подумала: «Действительно. как все просто!»
-Так что,теперь я больше не хочу слушать пустые отговорки своих нерадивых дистрибьюторов, - заключил Том торжественно.
- А Вы знаете о том, что Вы очень популярны? Ощущаете ли Вы это? И вообще: как Вы к этому относитесь?
- Ощущаю, только когда приезжаю сюда. И если бы здесь сейчас оказалась моя жена, она просто сказала бы: «Ну хватит болтать. Лучше вынес бы мусор». Понятно, надеюсь, что дома мусор я не выношу, но такая ее реакция - верный критерий ценности всякой популярности.
(«О, люди, жалкий род, достойный слез и смеха, жрецы минутного, поклонники успеха, как часто мимо вас проходит человек...» - говоря словами классиков...)
- Кстати, а почему Пушкин считается самым великим русским поэтом? - об этом Том спросил у меня, когда мы решили «окунуть» его в московскую жизнь и повели на "Лебединое озеро" Чайковского в Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Мне не часто приходилось наблюдать такое внимание и восторг, вызваемые музыкой и великолепным танцем, в душах и на лицах своих друзей-соотечественников, какие я видела в тот вечер на лице этого в прошлом "простого американского инженера", а ныне - известного во всем мире преуспевающего сетевика.
- Ну как, Том? -спросила я после спектакля.
- Невероятно! Запредельно! - был его ответ.
А когда я узнала и о том, что наш гость еще в юности ознакомился с произведениями Толстого и Достоевского - и мы так же с удовольствием поговорили на эту тему; о том, что в течение восьми лет он играл на... трубе (!) - мне все стало ясно окончательно. Развеялся еще один миф: о том, что если человек умеет «делать деньги», то всякая «инородная» информация для него - лишь никчемная обуза. Это, мол, для пижонов-снобов и нищей рефлексирующей интеллигенции... - Ан-нет, дорогие друзья, оказывается - ан-нет...
- А есть ли у Вас еще что-то, чем Вы любите заниматься, кроме книг, лекций и путешествий?
-О да, это компьютер.
- Кстати, о нем: в какой мере компьютер необходим сетевику?
- Набирать с его помощью кандидатов очень сложно, и это, по-моему, не самый лучший способ, но использовать компьютер как возможность общения, поддерживая связь с уже имеющимися дистрибьюторами -это, конечно, очень удобно.
-Том, а можно я буду задавать Вам и разные «странные» вопросы?
-Нет проблем! - и он опять заулыбался. Какое же спокойствие и доброжелательность к миру надо иметь, - подумалось, - чтобы, сидя в незнакомой стране, в незнакомом городе, с незнакомыми людьми так спокойно и доброжелательно улыбаться всему, что встречается на пути: в том числе, и разным каверзным, «странным» журналистским вопросам... И еще я вспомнила в этот момент, как вчера, пробираясь через холл сквозь толпу экзальтированных почитателей, Том, все подписывая и подписывая невесть откуда появляющиеся книги и блокноты, оказался, наконец, в плотном людском кольце... И кольцо это вдруг начало сжиматься все сильнее и сильнее... И вот чьи-то тетрадки уже висят на уровне наших подбородков, мы с переводчиками, пытаясь оградить человека от уже не шуточного внимания возбужденных людей и сами начинаем заметно нервничать...
И вдруг Том поворачивается, смотрит на нас и спокойно негромко произносит: «улыбайтесь»...
Ох уж эта знаменитая американская улыбка!
Так вот, возвращаясь к «странным» вопросам:
- Вам нравится, когда Вас поливает дождь, и на Вас при этом нет даже шляпы?
- Я об этом как-то не задумывался.
- Вчера шел дождь, я предложила Вам зонт, а Вы отказались: почему?
- Почему? Потому что это не важно. Совершенно не имеет никакого значения, какого цвета та стена, совершенно не важно, идет ли дождь... Зачем беспокоиться о вещах, которые не имеют значения?
-А какие вещи имеют для Вас значение?
И опять мы смеемся. "Поймала". Придется говорить.
-Какие имеют? Ну. вероятно, семья... Что еще?.. Не знаю... Семья, вероятно...
- Том, а Вы себя любите?
- Думаю, я бы соврал, если бы сказал, что нет.
- Вы - человек, проживший большую жизнь, имеющий большой опыт, - считаете ли Вы. что в этой жизни Вы разобрались, постигли ее закономерности?
-Не думал об этом. Это слишком сложно. Особенно для мужчин. Мужчины не думают так глубоко.
- А что для Вас главное в жизни?
- Об этом тоже обычно больше думают женщины.
-А мужчины о чем думают?
-А мужчины просто пьют пиво и реагируют на то, что происходит вокруг.
- Несколько слов о Вашей семье... Я поняла, что у вас есть дочь. Чем она занимается?
- Страдает от постоянного присутствия папочки...
- Наоборот, должна радоваться: кстати, в этой связи, есть ли у Вас свой взгляд на вопросы воспитания?
- Эта тема не есть мое сильное место. Я думаю, если человек преуспел в чем-то одном - это вовсе не значит, что он обязательно должен быть успешен в другом. Я - эксперт в сетевом маркетинге, но не в жизни.
- Ну что ж, вернемся к сетевому маркетингу: Ваша версия о его появлении в мире?
- Ну, во nepвыx, он «не появлялся». Он уже был. Еще три тысячи лет назад, а может быть, даже и раньше. Люди и тогда что-нибудь или кого-нибудь друг другу рекомендовали. Только сейчас это происходит более формально, более организованно. А вообще, пожалуй, самый точный пример сетевого маркетинга - две тысячи лет назад у Христа было 12 апостолов. Они-то и были его первыми дистрибьюторами первого уровня. Но не у всех у них, правда, все хорошо получилось... Тем не менее, они построили структуру почти в миллиард человек.
- Да, это гениальный пример. Надо сказать, что у спонсора в данном случае была высокая эффективность...
- Он неплохо знал, что делает.
- Наверное, имел технологии...
- Обратите внимание: у них не было компьютеров, телефонов, факсов, не было даже брошюр... -На самом деле - если честно - даже эти вещи в нашем деле совершенно не важны.
-И последнее. Том...
Пицца была съедена, фанта выпита, переводчик торопился, народ вокруг шумел... - и последнее: почему Вы - Большой Эл?
- О. это слишком длинная история...
- А если всего в двух словах? Почему Вы - Большой Эл? И вообще: кто он такой?
- Большой Эл - это человек, который всегда преувеличивает. Шутка у нас есть такая. Так что, я и есть этот самый Большой Эл. Вчерашний американский инженер. Скромный человек. который раньше многого боялся. а сейчас, может быть. кое-что преувеличивает. ..
- Разве это Вы?..
- Да, это я: и лучше я быть не могу...
КОНЕЦ
(но продолжение следует).
|